500
В. И. ЛЕНИН
к донельзя разнузданным бюрократическим измышлениям. В России такое явление наблюдается, по вполне понятным причинам, особенно часто, но оно не ограничивается Россией. Недаром Антонио Лабриола в своей превосходной книге: «Essais sur la conception materialiste de l’histoire» (Paris, Giard et Briere, 1897) говорит, имея в виду Пруссию, что к тем вредным формам утопий, с которыми боролись полвека тому назад «учителя», присоединилась теперь еще одна: «утопия бюрократическая и фискальная, утопия кретинов» (l’utopie bureaucratique et fiscale, l’utopie des cretins. Page 105, note»).
VII
В заключение вернемся еще раз к вопросам просвещения, — но не к книге г-на Южакова, носящей это заглавие. Было уже замечено, что заглавие это слишком широко, ибо вопросы просвещения вовсе не покрываются вопросами школы, просвещение вовсе не ограничивается школой. Если бы г. Южаков действительно ставил «вопросы просвещения» принципиально и разбирая отношения между различными классами, то он не мог бы обойти вопроса о роли капиталистического развития России в вопросе просвещения трудящихся масс. Этот вопрос затронул другой сотрудник «Рус. Богатства», г. Михайловский, в № 11 за 1897 г. По поводу слов г. Novus’a, что Маркс не боялся, и с полным правом не боялся, писать об «идиотизме деревенской жизни» 162 и видел заслугу капитализма и буржуазии в «разрушении этого идиотизма», г. Михайловский пишет:
«Я не знаю, где именно у Маркса написаны эти грубые (?) слова…» Характерное признание в незнакомстве с одним из важнейших произведений Маркса (именно «Манифестом»)! Но еще характернее дальнейшее: «… но давно известно, что если Александр Македонский был
* — «Очерки материалистического понимания истории» (Париж, изд. Жиара и Бриера, 1897). Ред.
** — Стр. 105, примечание. Ред.